Охрана местообитаний водно-болотных птиц

Некоторые аспекты управления особо охраняемыми водно-болотными угодьями

Сохранение и управление водно-болотными угодьями, представляющими особую ценность в качестве местообитаний водоплавающих и околоводных птиц, возможно при условии придания каждому из них конкретного статуса. В основу принципов их организации, охраны и управления могут быть положены некоторые отечественные и международные нормативные документы и среди них в первую очередь:

Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, 2 февраля 1971 г., Рамсар, Иран;

Критерии водно-болотных угодий международного значения, рекомендованные международной конференцией по охране водно-болотных угодий и водоплавающей дичи, декабрь 1974 г., г. Хайлигенхафен, ФРГ [64, 76].

Постановление СМ СССР № 1046 от 26.12.75 г (СП СССР, 1976, № 4, ст. 16);

Закон Союза ССР "Об охране и использовании животного мира", 25 июня 1980 г. (Ведомости Верховного Совета СССР, 1980, № 27, ст. 530).

Анализ этих документов, а также обследование существующих в СССР водно-болотных угодий международного значения позволили выделить принципиально важные позиции. В наиболее общей форме особо охраняемое водно-болотное угодье - это специально выделенный участок территории и акватории, на котором осуществляется особый режим охраны и использования.

Особая охрана водно-болотных угодий преследует следующие цели:

сохранить в естественном состоянии водно-болотные угодья как регуляторы водного режима определенных участков биосферы, местообитания водно-болотных птиц, а также всей характерной флоры и фауны;

сохранить водно-болотные угодья как природный ресурс большого экономического, научного и эстетического значения, потеря которого невосполнима;

сохранить водоплавающих птиц как национальный и международный ресурс, поскольку их миграции носят внегосударственный и трансконтинентный характер;

предотвратить или ослабить нарастающее антропогенное воздействие на природные комплексы водоемов и заболоченных территорий, исключив их потерю в настоящем и будущем;

исследовать экологию и современное состояние численности водоплавающих и болотных птиц с целью контролирования состояния и рационального использования их запасов и управления природными комплексами угодий.

В особо охраняемое водно-болотное угодье могут входить следующие местообитания водоплавающих и околоводных птиц:

морские прибрежные мелководья с прилегающими участками побережий;

морские острова с окружающей их акваторией и отмели в территориальных водах СССР;

постоянные и временные, стоячие и проточные, пресные и соленые континентальные водоемы с участками побережий;

участки водотоков и речных долин, а также водоразделов с сетью озер;

болота всех типов.

Главной задачей управления водно-болотным угодьем должно быть поддержание или создание гидрологического режима, благоприятного для водоплавающих птиц и обеспечивающего:

сохранение естественного или создание оптимального ритма обводнения водоемов и заболоченных территорий;

высокую продуктивность водоемов и прилегающих участков суши как кормовой базы птиц;

произрастание прибрежной и высшей надводной растительности, которая необходима птицам в период гнездования, линьки и отдыха во время перелетов или зимовки;

доступные птицам места кормежки и отдыха в соответствии с их экологическими и адаптивно-морфологическими особенностями;

покой самих птиц.

Возможность сохранения естественного или создания экологически оптимального режима в соответствующий сезон года в значительной степени определяется положением угодья по отношению к источникам водоснабжения, которые чаще всего имеют значительную протяженность. При планировании водопользования в пределах бассейна должны учитываться потребности водно-болотных угодий, а для небольших бассейнов предусматриваться возможность запрета на некоторые гидротехнические сооружения, резко нарушающие режим обводнения: глухие плотины; системы, аккордно сбрасывающие воду в период гнездования птиц; системы, нарушающие стабильность солевого состава воды и т. п. Эти сложные проблемы могут быть решены только в масштабе регионов, а не на уровне управления отдельным охраняемым угодьем.

Другой важный аспект - охрана жизненно важных для птиц водоемов в пределах более обширных охраняемых территорий. Угодье должно иметь границу, по возможности естественную, проходящую по воде и прибрежной суше, что обеспечило бы постоянство его площади независимо от уровня воды и площади акватории, а также включало бы участки, непосредственно неиспользуемые птицами, но служащие источником биогенных элементов или создающие в угодье благоприятный микроклимат, например верховья транзитных экосистем речных дельт [22], горные массивы на пути преобладающих холодных или сухих ветров и т. п. Акватория и прибрежные участки суши охраняемых местообитаний водоплавающих птиц должны быть учтены при районных планировках.

В СССР существует несколько типов охраняемых территорий, статус и режим которых разработан: заповедник, заказник, природный национальный парк, памятник природы, дендрологический парк. Режим особо охраняемого водно-болотного угодья как территории специального природопользования еще не разработан, однако может быть установлен на основе дальнейших подзаконных разработок к п. 6 ст. 21 (раздел III) Закона Союза ССР "Об охране и использовании животного мира", в котором сказано, что охрана животного мира обеспечивается, кроме других мер, также созданием заповедников, заказников и выделением других особо охраняемых территорий.

Поскольку основная угроза водно-болотным птицам возникает в местах их скоплений на путях миграций, зимовки, линьки и гнездования, а не в период дисперсии, видимо, более целесообразно для их сохранения создавать систему заказников (постоянных, сезонных, комплексных, специализированных и т. п.) как более пластичную совокупность особо охраняемых территорий, легче сочетающуюся с другими формами природопользования, включая и некоторые виды хозяйственной деятельности.

В пределах особо охраняемого угодья могут находиться заповедники с их охранными зонами, заказники разного назначения (ландшафтные, орнитологические, ботанические, гидрологические), специализированные охотничьи хозяйства с воспроизводственными участками, памятники природы и другие природные объекты с охранным режимом, соответствующим их типовым и индивидуальным положениям. Особенно благоприятно включение в границы такого угодья, гидрологических и ландшафтных заказников, зон, запрещенных для промыслового рыболовства, охраняемых нерестовых и нагульных мелководий акваторий, охранных водосборных переувлажненных территорий, водохранилищ питьевой воды для крупных населенных пунктов и т. п.

Определенный статус и режим имеют только те угодья, границы которых полностью совпадают с границами уже существующих заповедников с наиболее упорядоченной системой охраны и деятельности. В большинстве других особо охраняемых водно-болотных угодий наиболее ценные участки должны иметь также полную охрану, с разрешением только работ по улучшению условий обитания водоплавающих птиц. На остальной территории может допускаться природопользование, некоторые виды хозяйственной деятельности с ограничениями, возможными по условиям местной экономики и учитывающими экологические требования водно-болотных птиц. В интересах сохранения ценных угодий необходимо вводить ограничения, вплоть до запрещения на наиболее неблагоприятные для птиц виды деятельности:

строительство гидротехнических сооружений, особенно осуществляющих забор воды из водоемов угодья и снабжающих их водой водостоков, а также сбрасывающих в короткие сроки большие массы воды;

распашку земли вблизи водоемов и особенно по их берегам;

все виды гидро-, лесо- и лугомелиорации;

разведку и разработку полезных ископаемых;

промысловую добычу морских беспозвоночных и водорослей в литоральной зоне;

применение ядохимикатов с любой целью;

все виды загрязнения акваторий и территорий охраняемых угодий, особенно промышленное;

неорганизованную массовую рекреацию в любой форме (туризм, рыболовство и т. п.);

движение самолетов и вертолетов над угодьем на высотах ниже 1 км.

Полный запрет этих видов деятельности в пределах особо охраняемых угодий чаще всего необходим. Однако некоторые виды деятельности могут допускаться по согласованию с органами, ответственными за сохранение угодий, в строго определенные сроки, в определенных местах и определенными способами с учетом состояния природного комплекса угодья. Во всех угодьях, кроме имеющих эталонное значение (некоторых заповедников, гидрологических заказников и т. п.), могут допускаться работы по управлению состоянием природного комплекса, т. е. оптимизации условий для птиц, в первую очередь гидрологического режима. К таким работам относится создание искусственных водоемов и каналов, в том числе нецеленаправленное

возникновение сопутствующих каналам фильтрационных водоемов; целенаправленное в процессе рекультивации нарушенных земель обводнение песчаных, гравийных, торфяных и других карьеров, водоемов-охладителей и создание на их основе искусственных ландшафтов; все биотехнические мероприятия, связанные с увеличением биологической емкости угодий для водоплавающих птиц: перемещение грунта для создания гнездовых "биотопов" (галечных участков, островков, искусственных кос), сооружение и расстановка гнездовий (плотов, помостов, оснований для гнезд, укрытий, дуплянок), выкашивание и выжигание жесткой надводной и погруженной растительности, вырубка кустарников и нежелательного древесного подроста, мелиоративная расчистка с уборкой отмершей жесткой растительности и другие меры по оптимизации условий для птиц, временный спуск воды из водоемов для перепахивания его дна; преобразование отдельных участков рек в густонаселенных районах [44, 47, 76].

Во многих угодьях обжитых районов целесообразно сохранять традиционные формы землепользования, под воздействием которых создавались и функционируют устоявшиеся антропогенные экосистемы [27], близкие к природным (сенокошение, частичная вырубка, рыбоводное прудовое хозяйство, ограниченный выпас скота и заготовка тростника на корм скоту и на нужды местного личного строительства вне периодов скопления птиц и на строго разрешенных участках. Места и сроки этих форм природопользования в угодье, согласованные с уполномоченными органами, должны ежегодно корректироваться в зависимости от фенологических особенностей и контролироваться. Особенно нуждаются в контролировании сроки и способы сенокошения (в том числе соблюдение экологически менее вредного кошения "вразгон") и проведение массового водопоя скота только в отведенных местах.

Очень важно создание в угодьях режима максимального покоя и безопасности в периоды гнездования, линьки и массовой концентрации птиц во время миграций и зимовки. Необходимо исключить в местах сезонных скоплений птиц промысловое рыболовство, а также движение маломерного водного транспорта (особенно там, где нарушается развитие берегов и растительности), что снизит не только беспокойство, но и браконьерство.

Борьба с браконьерством в угодьях должна проводиться активно и всеми возможными путями. В малонаселенных районах необходим особенно строгий контроль за соблюдением правил охоты членами экспедиций и поисковых партий. Пребывание с охотничьим оружием в пределах особо охраняемого водно-болотного угодья может быть разрешено только работникам охраны, охотникам в установленные сроки и в местах, отведенных для охоты, специалистам биологам и охотоведам, имеющим разрешение на научный отстрел. На некоторых участках угодий может быть разрешена охота на водоплавающую и болотную дичь, так как полное запрещение ее лишь создает благоприятную обстановку для браконьерства. Присутствие экологически грамотных охотников представляет собой сдерживающий браконьерство фактор, усиливает контроль за правильным использованием ресурсов водоплавающей дичи, поддерживает престиж статуса охраняемой территории. Все охотничьи угодья в границах охраняемой территории желательно включать в состав охотничьих хозяйств, а угодья резервного фонда приписывать сразу же после установления границ особо охраняемой территории. В определенных ситуациях органы, ответственные за сохранение водно-болотных угодий, должны иметь возможность регулировать число путевок на охоту, а также уменьшать норму отстрела и сроки охоты по сравнению с принятыми в соответствующем районе. Охота на других животных должна учитывать задачи охраны водоплавающих птиц. Особенно сложно такое сопряжение с промыслом ондатры, которое требует дополнительных исследований и разработки мер по снижению гибели птиц в капканах и других стационарных орудиях лова.

Юридический статус охраняемых водно-болотных угодий международного и национального значения пока не разработан, что приводит к неясности правовых последствий включения того или иного угодья в соответствующую категорию. Формальное, хотя бы и законодательное, включение угодья в категорию А или Б не обеспечивает его реальной охраны.

Охрана существующих в СССР водно-болотных угодий, имеющих международное значение, осуществляется службой охраны государственных заповедников, расположенных в их пределах, и работниками государственной охотничьей инспекции - в случае республиканских заказников. Проведенное нами обследование современного состояния водно-болотных угодий международного значения показало, что в каждом угодье такого ранга заповедник необходим не только в связи с его более строгой и налаженной системой охраны, но и с необходимостью постоянного квалифицированного контроля за состоянием природного комплекса угодий и обитающих в них птиц. Например, отсутствие заповедного режима в угодьях "Озеро Ханка", "Низовья рек Тургая и Иргиза" и значительной части "Озера Иссык-Куль" отрицательно сказывается на состоянии их природных комплексов. Планируется создание заповедника в низовьях Тургая и Иргиза [5]. В последние 50 лет во всех проектах сети заповедников в Приморье было предложение об организации заповедника на оз. Ханка, в 1968 г. были проведены проектные работы [12]. В связи с новыми материалами по редким птицам и высоким темпам развития рисоводства в Приханкайской низменности проект нуждается в переработке и срочность организации заповедника возрастает. Начавшийся в 80-е годы очередной подъем уровня в естественной цикличности оз. Ханка, по-видимому, вызовет рост численности водоплавающих, который, однако, не должен создавать иллюзию благополучия в угодье. В пределах угодья "Озеро Иссык-Куль" в связи с резко возросшим рекреационным и сельскохозяйственным использованием Иссыккульской котловины, и особенно берегов озера, необходимо усилить охрану наиболее ценных для птиц заповедных участков в восточной и западной мелководных зонах водоема.

При отсутствии охранных режимов, утвержденных типовыми положениями охраняемых территорий, охрана водно-болотного угодья может быть возложена на егерей охотхозяйств, службу лесной охраны и рыбной инспекции.

Колонии околоводных птиц (веслоногих, голенастых, чайковых, куликов), небольшие по площади, но ценные объекты (благоприятные для гнездования уток и гусей острова, рощи с колониями цапель, отдельные крупные деревья с гнездами аистов, орланов, скоп), родники и другие источники снабжения угодья водой могут охраняться как памятники природы, в том числе и на общественных началах.

В водно-болотных угодьях международного значения наряду с охраной и мероприятиями по улучшению условий обитания птиц проводятся научные исследования, как правило, силами и на базе государственных заповедников, находящихся в их границах, которые охватывают: комплексное изучение современного состояния угодья и динамики природной среды; изучение экологии водоплавающих и околоводных птиц; разработку и полевые испытания биотехнических методов повышения биологической емкости угодий для водоплавающих птиц; изучение гидрологических, гидрохимических и продуционных процессов в угодье с целью их оптимизации.

Для изучения сезонного размещения и миграций водоплавающих птиц при водно-болотном угодье международного значения и для координации таких работ в угодьях определенного региона целесообразна организация орнитологических станций на базе заповедника или научного учреждения биологического профиля (например, институтов Академии наук союзных республик), подобно существующим Центральной орнитологической станции Окского заповедника, Каспийской станции при Астраханском заповеднике, Центру кольцевания при заповеднике Матсалу и т. д.

В некоторых случаях водно-болотное угодье международного значения может быть использовано в целях экологического просвещения, природоохранной пропаганды, популяризации знаний о роли в гидросфере и жизни птиц водно-болотных экосистем. В специально выделенной зоне может быть создан научно-просветительный центр с экспозицией выставочного типа, оборудованной и замаскированной экскурсионной тропой, смотровой площадкой или вышкой с укрытием для знакомства почетателей с общим видом угодья и птицами в естественных условиях с помощью оптических приборов и т. д.

Изложенные критерии и принципы организации и деятельности в особо охраняемых местах обитания водоплавающих птиц, в природных условиях или частично измененных деятельностью человека могут быть использованы для управления и организации охраны каждого водно-болотного угодья с учетом физико-географических особенностей, направленности режима и социально-экономического аспекта региона.

Наиболее сложная проблема - управление природопользованием, включая сохранение чистоты источников водоснабжения. Как и при решении других вопросов охраны и рационального использования естественных ресурсов, наибольших вред приносит узковедомственный подход с позиции сегодняшнего дня, особенно потребительское отношение к природным богатствам, без учета сложнейших взаимосвязей в биосфере. При разумной эксплуатации сырьевые ресурсы живой природы неистощимы и могут давать продукцию бесконечно: например, за 75 лет эксплуатации (1875-1950 гг.) золотые прииски Аляски дали золота на миллиард долларов и иссякли, а камчатские лососи за этот же период дали продукцию стоимостью 7,5 млрд. долларов и продолжают ее давать. К тому же эксплуатация рыб или птиц не подрывает сырьевую базу других отраслей хозяйства, чего нельзя сказать о многих формах хозяйственной деятельности людей. Показатели ценности водно-болотных угодий Северного Прикаспия как мест обитания водоплавающих птиц, полученные в результате исследований Каспийской орнитологической станции по их типологии и бонитировке [5], позволяют считать их вполне сопоставимыми со значением сельскохозяйственных и рыбохозяйственных территорий [20]. Поэтому при возрастании темпов и масштабов освоения водоемов и переувлажненных территорий необходимо учитывать важность сохранения емкости угодий для водоплавающей дичи при составлении народнохозяйственных планов.

Сложность территориальной и функциональной структуры особо охраняемых водно-болотных угодий как местообитаний водоплавающих и околоводных птиц, которая допускает определенные формы их хозяйственного использования, требует координации действий заинтересованных ведомств и учреждений, представляющих соответствующие отрасли народного хозяйства. Возможный комплексный характер использования водно-болотных угодий и международный аспект охраны некоторых из них делает наиболее рациональной формой управления ими создание при союзно-республиканских исполнительных органах межведомственных комиссий из представителей ведомств и учреждений, связанных с охраной, изучением и использованием водно-болотных угодий и ресурсов водоплавающих птиц [20, 44, 51, 52].

Положительные результаты в сохранении угодий может дать организация смешанных комиссий по отдельным водным бассейнам, что объединит охрану угодий и источников воды. Опыт комплексного подхода к охране водоемов бассейна Десны рекомендован для распространения постановлением Совета Министров РСФСР от 24 мая 1977 г. "О работе советских и водохозяйственных органов Брянской области по охране и рациональному использованию водных ресурсов" (СП РСФСР, 1977, № 10, ст. 101).

Сохранение ценных водно-болотных экосистем гидросферы как части биосферы и водоплавающих птиц, как их компонента и интенсивно используемого ресурса осуществимо только при сочетании запретных и регламентирующих административных мер с активным общественным содействием на основе повышения уровня экологического сознания населения.

Отсутствие юридического документа, определяющего статус особо охраняемого водно-болотного угодья как местообитания водоплавающих птиц, хотя и затрудняет, но не делает невозможным их сохранение. Помимо правительственных постановлений, непосредственно касающихся охраны водно-болотных угодий международного значения в связи с участием СССР в "Конвенции о водно-болотных угодьях", партией и правительством СССР и союзных республик в послевоенные годы принят ряд природоохранных законов, постановлений и решений по хозяйственным вопросам, особенно по охране и рациональному использованию водных ресурсов, которые могут послужить нормативной основой при решении проблемы охраны водоплавающих птиц и их важнейших местообитаний (см. приложение 1).

Примером такого использования для обширной территории может служить "Региональная схема охраны природного комплекса и рационального использования природных ресурсов бассейнов Черного и Азовского морей" в связи с постановлением ЦК КПСС и СМ СССР "О мерах по предотвращению загрязнения бассейнов Черного и Азовского морей" от 16 января 1976г. (Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам, т. 11, ноябрь 1975 - июнь 1976 г. М., 1977, с. 119-122). Разработанная с привлечением заинтересованных министерств и ведомств на основе инвентаризации всех ценных природных комплексов схема предусматривает дифференцированное природопользование в приморской зоне этих морей до 2000 г. В схеме, в частности, учтено и функциональное значение специфических природных образований, плавней и прибрежных морских мелководий в устьевых участках рек, в поддержании экологического баланса в регионе и сохранении ресурсов водоплавающих и околоводных птиц. Водно-болотные угодья программы MAP, независимо от статуса находящихся в их пределах территорий, отнесены к категории ценных природных комплексов наряду с заповедниками, имеющими самый строгий режим охраны. К приморской зоне отнесены территории, административно подчиненные УССР, МССР, РСФСР (Ростовская обл. и Краснодарский край) и ГССР, а организационная структура представляет систему конкретного подчинения ценных комплексов Азово-Черноморского региона органам управления разного уровня- общесоюзного, регионального, республиканского и местного, вплоть до колхозов и совхозов [18].

Другой перспективный новый подход заложен, например, во временных методических указаниях по составлению кадастра болот народнохозяйственного использования, разработанных УралНИИВХ [11], который наряду с решением иных природоохранных задач в процессе инвентаризации всех болот позволит выявить и сохранить ценные местообитания болотных птиц, в некоторых случаях избежать негативных последствий недостаточно обоснованной осушительной мелиорации, особенно в зоне рождения крупных рек европейской части СССР. В основу составления кадастра болот положен экологический принцип, в частности первоочередность выделения болот охраняемого фонда, а среди них - объектов международного, национального и регионального значения, с учетом, наряду с другими критериями, ценности конкретных болот в качестве мест обитания животных и произрастания редких, эндемичных и исчезающих видов растений.

Таким образом, стратегия охраны и управления состоянием водоемов и заболоченных территорий как местообитаний водоплавающих птиц имеет три основных этапа реализации: первый (минимальный уровень) - сбор сведений о важнейших местах обитания птиц, их инвентаризация и оценка, выявление локальных и более широких угрожающих птицам и местам их обитания ситуаций; второй (оптимальный уровень) - сохранение облика и качества выявленных природных комплексов, организация их охраны, оптимизация условий обитания водно-болотных птиц с использованием в необходимых случаях биотехнических методов повышения биологической емкости угодий для птиц; третий (максимальный уровень) - контроль за состоянием особо охраняемого водно-болотного угодья с целью своевременного принятия мер по устранению нарушений экологического равновесия в его природном комплексе. Суть "особой" охраны водно-болотных угодий как местообитаний водоплавающих птиц вытекает из неоднородности его территориальной структуры по степени освоенности и характеру хозяйственной деятельности человека, поэтому сохранение их природно-ресурного потенциала возможно только на основе экологически грамотного специального комплексного природопользования, в первую очередь научно обоснованного рационального использования и возобновления запасов водоплавающей и болотной дичи.

Водно-болотные угодья международного значения существуют в СССР уже 10 лет, что позволяет проанализировать некоторые итоги, важные для дальнейшего развития сети особо охраняемых водно-болотных угодий в нашей стране. Несмотря на формальное учреждение категории водно-болотных угодий международного значения общая численность водоплавающих птиц продолжает падать (что было отмечено на V Всесоюзном совещании по ресурсам водоплавающих в октябре 1984 г.). В то же время численность некоторых видов птиц этой группы стабилизировалась или растет, причем в ряде случаев благодаря существованию водно-болотных угодий этого ранга (лебедь-шипун, пеганка). Вот почему необходимы существенное совершенствование всей структуры и рационализация сети охраняемых водно-болотных угодий СССР.

Формальное объявление участка водно-болотным угодьем международного или национального значения само по себе не гарантирует его сохранности, поэтому не терпят отлагательства разработка и утверждение Типового положения о водно-болотных угодьях, выделяемых с целью специальной охраны мест обитания водоплавающих птиц. В стране имеется ценный положительный опыт создания регламентирующего документа - Правила использования и охраны Матсалуского водно-болотного угодья. Если эта задача не будет решена в ближайшем будущем, мы утратим ряд ценнейших угодий, в том числе и международного значения (заливы им. Кирова, оз. Ханка).

Какой бы высокой ценностью не обладали существующие угодья международного значения, их слишком мало, чтобы они могли радикально влиять на состояние запасов водоплавающих птиц в стране. По-видимому, необходимо увеличить число угодий этой категории, а также создать сеть угодий национального значения. Обе сети должны быть достаточно густыми. К примеру, небольшая по территории и относительно небогатая водоплавающими птицами Финляндия имеет 11 угодий международного значения и 287 - национального. Вопрос об оптимальной густоте сети изучен пока недостаточно, но некоторые авторы считают, что дистанция между убежищами для уток и куликов на континентальных трассах пролета не должна превышать 400 км.

Особо охраняемые водно-болотные угодья по их основной функции (сохранению водоплавающих птиц) можно разделить на две категории:

1. Угодья-убежища на трассах пролета и в местах гнездования, линьки, зимовки. Основная задача режима этих участков - снижение смертности птиц, повышение успеха их размножения. Состояние природного комплекса таких угодий обычно относительно благополучное, основные методы охраны - консервационные, особенно там, где обитают редкие виды. Главный путь усиления эффективности угодья - запрет охоты и снижение беспокойства в важные для птиц сезоны. Наиболее действенная и рациональная форма охраны - заповедник или комплексный заказник. Иногда возникает необходимость в биотехнических мероприятиях (подкормке, подсеве кормовых трав, выкашивании жесткой растительности, устройстве искусственных гнездовий). Охота на водоплавающих в убежищах такого типа недопустима, другие формы природопользования возможны вне напряженного для птиц сезона. В заповеднике биотехнические мероприятия допустимы только в охранной зоне. Вокруг таких угодий могут успешно функционировать специализированные по водоплавающей дичи охотничьи хозяйства. Богатый опыт такого сочетания накоплен в США. Среди созданных у нас угодий для этой категории наиболее типичен Кандалакшский залив Белого моря, а также чисто морские угодья - Каркинитский, Красноводский и Северо-Челекенский заливы. Основная их проблема, кроме борьбы с браконьерством, состоит в предотвращении поступления вредных веществ с окружающих территорий и акваторий, сохранении стабильной солености, т. е. носит чисто консервационный характер. Эта категория угодий близка к традиционным типам охраняемых территорий СССР. При дальнейшем расширении сети особо охраняемых водно-болотных угодий этой группы ее основой должны стать небольшие угодья республиканского значения.

2. Обширные массивы водно-болотных угодий с высокой плотностью обитания водоплавающих на континентальных водоемах - группах озер, современных или древних дельтах и т. п. Основная задача угодий этой группы - обеспечение условий для размножения, линьки, длительных остановок на пролете, реже - зимовки крупных территориальных группировок водоплавающих птиц. Современное состояние их природного комплекса чаще всего неблагополучное, естественные процессы нарушены, реки как источники воды полностью или частично зарегулированы, а на территориях водосборов, как правило, ведется интенсивное хозяйство. Основное направление деятельности в таких комплексах - это воздействие на их экосистемы для сохранения наиболее ценных для птиц стадий сукцессии водоемов и болот, которые в условиях антропогенного преобразования стока быстро переходят в неблагоприятные для водоплавающих птиц и многих других животных, включая рыб, стадии крайне соленого (супергалинного) водоема, тростникового займища и т. д. В этих условиях становятся необходимы такие несовместимые с консервационными методами охраны мероприятия, как перераспределение стока (строительство плотин, каналов, временное осушение водоемов и др.), выемка грунта (особенно торфа и сапропеля), выжигание жесткой растительности. Участки со строгим режимом охраны необходимы и здесь, в том числе и заповедники в качестве базы для разработки системы охранных мер и слежения за их состоянием.

Однако такие крупные территории невозможно совсем изъять из хозяйственного использования, как нельзя, например, запретить по всей дельте Волги рыболовство, сенокошение, огородничество, охоту, массовый туризм. Этот нереальный подход не отвечает ни интересам страны, ни населения. Кроме того, для поддержания многих угодий этого типа в экологически оптимальном состоянии нужны значительные материальные средства. Решение проблемы должно принять форму "мирного сосуществования", согласования интересов природопользователей и интересов сохранения угодья. Главную роль при этом должно играть охотничье хозяйство, в первую очередь заинтересованное в повышении численности водоплавающей дичи, значительная часть площади должна находиться в ведении охотничьих хозяйств высокого уровня организации.

Интересы охотничьего и рыбного хозяйства, как и интересы рыбного промысла и охраны водоплавающих птиц, чаще всего расцениваются как антагонистические, однако с экологической точки зрения они скорее совпадают. И рыбное, и охотничье хозяйства не заинтересованы допускать развитие водоемов до поздних стадий, так как наиболее продуктивные и оптимальные для рыб водоемы обычно так же оптимальны и для птиц и одинаково страдают от загрязняющих воду веществ и зарегулирования стока. На базе общности требований вполне возможен тесный союз охотничьего и рыбного хозяйства в деле сохранения ценных водоемов. Сочетания возможны и в мероприятиях по мелиорации водоемов в интересах рыб и птиц, что позволит экономить средства, а рыбохозяйственным органам потребуется лишь планировать промысел так, чтобы он не совпадал территориально и по времени с местами скоплений птиц. Однако необходим орган, который регламентировал бы в каждом обширном угодье взаимоотношения всех природопользователей, согласуя интересы сохранения водно-болотного угодья, имеющего государственное значение как местообитание водоплавающих птиц. При решении этих проблем несомненно возникнут социально-экономические трудности, но чем скорее они начнут решаться, тем больше будет надежды сохранить каждое водно-болотное угодье и обитающих в нем птиц.