Птицы

Думают ли птицы?

Еду.  Тихо, Слышны звоны
Под копытом на снегу.
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.
С. Есенин.

Эту главу хочется начать словами известного советского зоопсихолога К. Э. Фабри: "Если жизнь - наиболее сложная форма существования материи, то поведение, безусловно, наиболее сложное проявление жизнедеятельности".

Наука о поведении животных - этология, тесно связанная с психологией, экологией, физиологией высшей нервной деятельности,- заявила о своем праве на самостоятельное существование всего около четырех десятилетий назад. Может быть, поэтому в ней особенно много нерешенных вопросов. Предмет этологии - многообразные взаимодействия животного со средой, проявляющиеся в поведении. Наука о поведении животных находит широкое применение в практике животноводства, звероводства, охотоведения, одомашнивания животных и в других областях народного хозяйства. Общение с животными играет немалую роль в развитии детской психики. Оно влияет на формирование личности, воспитывает гуманные чувства, оказывает эмоциональное воздействие на детей. Поэтому нельзя не признать, что и для педагогики этология может дать немало ценного, хотя бы как инструмент познания окружающего мира.

На любой сигнал внешней или внутренней среды животное реагирует той или иной формой поведения, проявляющейся внешне в основном в виде комплекса мышечных сокращений, меняющих его положение в пространстве. Посредником между сигналом и мышечным ответом на него всегда служит центральная нервная система. Она принимает информацию из внешней среды и из самого организма. Закодированная в виде сложных серий электрических импульсов, она поступает в центральную нервную систему или от органов чувств - "окон в мир", или благодаря возбуждению нервных окончаний внутренних органов. Конкретные формы поведения представляют собой непрерывные цепи коротких поведенческих актов, направленные на взаимодействие с факторами окружающей среды.

Любая форма поведения представляет собой комплекс наследственно закрепленных действий и так называемых навыков - действий, не свойственных животному от рождения, таких, которым оно учится в течение жизни. Процесс приобретения навыков называют научением. У животных, стоящих на высоких ступенях эволюционной лестницы, во многих формах поведения участвует третья составная часть комплекса - элементарная рассудочная деятельность. Кроме того, часто можно слышать или читать, что большая часть поведения животных инстинктивна. Поэтому следует сказать о том, что понимается нами под термином "инстинкт". В литературе встречаются различные толкования понятия "инстинкт", часто приводящие к путанице. В одних работах под инстинктом понимается первичная, наследственно закрепленная часть поведенческого акта, проявляющаяся сразу после рождения, т. е. безусловный рефлекс. Примеры таких "инстинктов" - акты глотания, дефекации, терморегуляторного учащения дыхания и др. Они очень редко и недолго проявляются в чистом виде, быстро обрастая всевозможными условными рефлексами и навыками. Следуя понятиям современной зоопсихологии, мы называем инстинктом сложный видовой стереотип поведения, состоящий из цепи последовательных фаз и содержащий как врожденный, так и приобретенный компонент.