Птицы

Завоевавшие воздух

Орнитологическая безопасность полетов

С незапамятных времен в небе господствовали только птицы, а человек делал лишь робкие попытки подняться в воздух. В последнее столетие ситуация резко изменилась - люди превратились в покорителей воздушного пространства. Самолеты, летавшие раньше на небольших скоростях, начали резко повышать их, количество летательных аппаратов увеличилось во много раз. Самолетам и птицам в воздухе стало тесно. Еще в 1912 г. пилот-испытатель погиб, врезавшись в стаю птиц. Видимо, тогда и родилась проблема, которую долго не принимали всерьез, а расценивали как ряд досадных недоразумений.

В Африке на краю кратера Нгоронгоро среди буйно цветущей зелени стоит памятник с надписью

Михаэль Гржимек
12.4.1934-10.1.1959
Он отдал все, что имел, даже свою жизнь,
за то, чтобы сохранить диких животных Африки.

С гибелью этого ученого дело охраны природы потеряло одного из самых энергичных и отважных борцов. М. Гржимек проводил аэроучеты животных на высоте примерно 200 м, когда в правое крыло его машины с размаху врезался летящий навстречу гриф. В крыле образовалась большая вмятина, оказались блокированы тяги управления, машина сильно накренилась на правое крыло и через несколько секунд разбилась о землю. Мы привели этот пример потому, что имена отца и сына Гржимеков хорошо известны нашим читателям, огромной популярностью пользуется их фильм "Серенгети не должен умереть", обошедший многие страны. Книги профессора Гржимека, полные горячей заинтересованности в судьбах дикой природы, с увлечением читают и взрослые, и школьники.

Но вернемся к проблеме, иллюстрацией для которой послужила трагедия над Восточной Африкой. Столкновения птиц и самолетов особенно участились после появления скоростных турбовинтовых и турбореактивных самолетов. В апреле 1966 г. в Куйбышевском аэропорту самолет ИЛ-14 столкнулся с гусем. После посадки на плоскости его была обнаружена дыра размером с блюдце. В сентябре 1969 г. под Ленинградом самолет ТУ-104 на высоте более 1500 м столкнулся с гусем. Произошла разгерметизация салона. Самолет совершил вынужденную посадку. В том же году самолет "Вайкаунт" бесследно исчез в Ирландском море. Причины катастрофы остались неизвестными, по последним сообщением летчика было: "Вижу большую стаю лебедей". Возможно, именно они были виновны в гибели самолета. Почти ежегодно происходят столкновения гражданских самолетов с разными птицами, иногда двигатели при этом выходят из строя. В военной авиации последствия столкновений гораздо тяжелее, так как скорость военного самолета намного больше, чем гражданского. На большой высоте при скорости 700 км/ч птица массой с гуся ударяет в 3 раза сильнее, чем снаряд из 30-миллиметрового орудия. Убытки от таких столкновений на одной только американской авиабазе достигают 100 000 долларов в год.

Печальные последствия конкуренции в воздухе привели к тому, что с начала 60-х годов на аэродромах всего мира проводится комплекс мероприятий, направленных на обеспечение орнитологической безопасности полетов. Для разработки мер по предупреждению столкновений регулярно собирают сведения обо всех происшествиях. Выяснились интересные закономерности. Больше всего столкновений происходит на небольшой высоте при взлете или посадке, пик их приходится на конец лета или на осень, когда молодые, неопытные птицы, расселяясь, появляются вблизи аэродромов. Чаще всего причиной столкновения становятся воробьиные птицы - скворцы, грачи, вороны, реже голуби, чайки, гуси, утки, хищники. В хорошую погоду столкновений больше, чем в плохую.