Птицы

Охрана птиц

Станции и кружки юных натуралистов

Большое значение в образовании школьников имеет деятельность юннатских кружков и станций юных натуралистов. Одна из широко распространенных форм их работы - экскурсии и экспедиции по изучению и охране птиц. Наблюдения в природе помогают привить детям любовь к миру пернатых и желание активно защищать его. В Свердловской области, например, роль юннатских кружков выполняют первичные организации Всероссийского общества охраны природы под руководством учителей биологии. Многие школы разработали целую систему мероприятий по охране природы. Это конкурсы на лучшее сочинение о природе, на лучший плакат, месячник биологии, который проводится обычно в марте и включает День птиц, школьные конференции и тематические вечера. В ряде школ работают лекторские группы, члены которых выступают не только перед своими товарищами, но и перед производственными коллективами. Вот некоторые темы таких лекций: "Сложный мир биосферы", "Осуществление ленинских идей по охране природы", "Редкие и исчезающие виды растений и животных".

Кружки юннатов принимают участие в конкретных мероприятиях по охране птиц. Под руководством специалистов-зоологов, охотоведов, работников заповедников они помогают учитывать фауну окружающих угодий, проводить биотехнические мероприятия, заготавливать корма, отлавливать птиц для кольцевания и расселения. Например, члены кружка при молодежном совете МГУ по охране природы ежегодно участвуют вместе со студентами-биологами в кольцевании озерных чаек на подмосковных водоемах и в учете серых журавлей на территории заказника, созданного по инициативе членов совета. Много могут сделать для охраны птиц члены школьных лесничеств. Мы уже говорили о сложных многообразных связях лесных птиц и растений. Укреплять и восстанавливать эти связи работники лесного хозяйства могут при активном содействии школьников. Ежегодно они развешивают тысячи искусственных гнездовий для птиц, высаживают колючие кустарники для гнездования, строят кормушки и укрытия, расселяют рыжих лесных муравьев - важный корм многих промысловых куриных.

Необходимо соответствующее повышение квалификации учителей как в разных странах, так и в разных республиках внутри нашей страны. Это могут быть занятия во время каникул или по вечерам, а также курсы повышения квалификации с отрывом от производства. В республиках Прибалтики распространены летние школы охраны природы для педагогов и технических специалистов, рассчитанные на 2 недели. В Армении создан университет по охране природы для учителей биологии и географии. В Московском городском институте усовершенствования учителей разрабатывается и совершенствуется программа по охране природы, рассчитанная на 120 часов. Накопленный опыт говорит о том, что в целях формирования у детей правильного отношения к природе целесообразно включать элементы природоохранительных понятий во все учебные предметы начальных и средних школ, а также привлекать учащихся к решению конкретных проблем по защите окружающей среды.