Птицы

Несколько полезных советов

Неформальное образование

Врановые птицы, скворцы, волнистые попугайчики могут довольно хорошо говорить отдельные слова и короткие фразы, снегири - насвистывать определенный мотив. Чтобы приучить их к этому, нужно прежде всего терпение. Птицу на время урока переводят в небольшую клетку, занавешенную светлой тканью. Ровным спокойным голосом, не торопясь, много раз произносят нужное слово. Можно использовать магнитофон, пластинку. После урока угостите птицу лакомством. Мы оставляем за преподавателем право развернуть и конкретизировать -каждую из предложенных тем, а также предложить другие.

Работа в живом уголке, если она не носит характера сезонной кампании, проводится не только ради удовлетворения любопытства, а имеет научную основу, превращается в одну из форм неформального образования, которому придается огромное значение в познании природы.

Неформальное образование - деятельность по распространению знаний, выходящая за рамки программ обучения в школах,- осуществляется прежде всего на уровне юннатских кружков, городских и районных станций юннатов, школьных лесничеств, Домов и Дворцов пионеров, зоопарков, заповедников, биостанций. Огромную роль в неформальпом образовании играет созданное в 1924 г. Всероссийское общество охраны природы, при юношеской секции которого с 1950 г. работает юннатский кружок, основанный П. П. Смолиным. Этот кружок воспитал десятки людей, которые, независимо от полученной в дальнейшем профессии, навсегда сохранили доброе и разумное отношение к миру окружающей природы. Такое же значение имеет и старейший кружок юных биологов Московского зоопарка - знаменитый КЮБЗ, кружок при Московском общество испытателей природы (МОИП) и др. Велики заслуги в неформальном образовании и средств массовой информации - журналов "Юный натуралист" и "Человек и природа", радиожурнала "Родная природа", телепередач "В мире животных" и "Мир растений".

Тбилисская межправительственная конференция по образованию в области окружающей среды, проходившая В 1977 г., уделила большое внимание необходимости развития неформального образования. Связующим звеном между различными формами формального и неформального образования служат школьные кружки юннатов.

Особое значение на современном этапе развития охраны природы приобретает деятельность комсомольских студенческих дружин, созданных во многих высших учебных заведениях. Сейчас их в СССР более 60. При некоторых дружинах организованы школьные кружки, другие поддерживают непосредственную связь со школами, организуя в них природоохранительную работу. В дальнейшем расширение таких связей должно привести к усилению и укреплению всесоюзного молодежного движения за охрану природы.