Птицы

Введение

В статье 18 Конституции СССР записано: "В интересах настоящего и будущих поколений в СССР принимаются необходимые меры для охраны и научно обоснованного, рационального использования земли и ее недр, водных ресурсов, растительного и животного мира, для сохранения в чистоте воздуха и воды, обеспечения воспроизводства природных богатств и улучшения окружающей человека среды".

Одной из конкретных мер достижения гармоничного сосуществования человека и природы выступает природоохранительное просвещение. Его цель - привить людям навыки разумного общения с природой, умение конструктивно участвовать в деле защиты и улучшения природной среды, в обеспечении рационального использования природных ресурсов. Школе должно быть отведено центральное место в рамках этой системы. Элементы природоохранительных знаний все шире включаются в курсы начальной и средней школы, перерабатываются многие учебные пособия с целью экологизации природоведческих дисциплин. I Всесоюзной конференцией по образованию в области окружающей среды (Ашхабад, 1978) рекомендовано разработать учебные пособия для факультативных курсов по углубленному изучению охраны природы для учащихся VII-X классов. Это подчеркивается и в методическом письме Министерства просвещения СССР 1972 г. "Об усилении природоохранительной работы в общеобразовательной школе", и в решениях Всесоюзной конференции по природоохранительному просвещению, проходившей в Минске в июле 1979 г. Именно поэтому мы начинаем нашу книгу с вопросов охраны природы, которые красной нитью проходят через все ее главы.

Одним из важнейших аспектов природоохранительного образования сейчас признана подготовка преподавательских кадров. В наших Прибалтийских республиках распространены летние школы по охране природы для педагогов, в Армении создан университет по повышению квалификации учителей биологов и географов. Новые формы природоохранительного просвещения разрабатываются и в лаборатории экологии и охраны природы на биологическом факультете МГУ. Так, здесь была подготовлена первая серия наглядных таблиц, посвященных различным аспектам охраны природы в нашей стране - охране почв, воды, воздуха, животного и растительного мира, организации городской среды и отдыха, Красной книге СССР. Однако единой программы такого рода пока нет. Квалификация преподавателей значительно повышается, если они сами участвуют в практической деятельности - организации зеленых и голубых патрулей, операциях "Ромашка", "Зеленые дубы", "Муравей" и т. п.

Настоящая книга также должна помочь учителю при подготовке к уроку, при проведении экскурсии в природу, организации работы в школьном биологическом кружке, праздновании Дня птиц. Она посвящена птицам как предмету изучения на уроках зоологии в VI-VII классах средней школы.

Птицы, яркие, подвижные, шумные, первыми привлекают внимание человека, вступившего в незнакомый мир природы. Книга расширяет представления учителя об этих позвоночных, снабжает его примерами из различных областей биологии птиц. Основывая материал пособия на современных представлениях орнитологии, мы сознательно почти полностью обходим экзотическую фауну, считая гораздо более важным познакомить ребят с птицами, которые живут рядом с ними, научить понимать их "язык",- словом, посмотреть вокруг другими глазами. Мы не останавливались на таких вопросах, как анатомия птиц, эволюция класса, эмбриология. Содержание книги хотелось максимально приблизить к жизни, к тому, что можно увидеть в саду, во дворе, в лесопарке, а иногда и по дороге от дома до школы.

Пособие призвано помочь научиться различать наиболее обычных птиц и следы их деятельности в природе. Оно, конечно, не претендует на роль определителя и не может его заменить. Однако описание некоторых отличительных признаков птиц в разделах, посвященных питанию и гнездованию, представляется полезным для их определения.

Материал пособия может быть использован не только для занятий в школе, но и в пионерлагере, ведь летом, когда дети непосредственно общаются с природой, взрослые почему-то забывают о познавательной и воспитательной стороне такого общения.

Чтобы охранять природу, надо ее любить. С чувством глубокой признательности я вспоминаю своих учителей: П. П. Смолина, Н. Н. Карташева, К. Н. Благосклонова, В. Н. Тихомирова, прививших мне эту любовь, познакомивших меня с миром природы. Если предлагаемая книга поможет преподавателю воспитать в детях любовь к природе, развить ее, обратить в способность сознательно защищать обитателей лесов и лугов, живущих рядом, автор будет считать свою задачу выполненной.

Пользуясь случаем, хочу поблагодарить за постоянную помощь Н. В. Чернышева и Н. С. Авилову, без советов и участия которых книга вряд ли смогла бы появиться на свет.