Школьный атлас-определитель птиц

Как пользоваться атласом-определителем

Бывая в походах и на экскурсиях в природе, мы всюду встречаем птиц. Многие из них чрезвычайно осторожны, подвижны, хорошо и быстро прячутся: увидеть их очень трудно. Иной раз для того чтобы узнать, что за птица перед тобой, приходится выжидать часами. Только терпеливым наблюдением можно достичь успеха в выслеживании и определении вида птицы. Поэтому главное условие орнитологических (изучающих птиц) экскурсий - терпение, любовь к избранному занятию, внимательные глаза и чуткие уши.

На экскурсию необходимо брать полевой дневник для записей наблюдений и шести- или восьмикратный бинокль. Наблюдения удобнее всего начинать на рассвете, когда птицы наиболее активны и более заметны. Для того чтобы легче было определять птиц, пользуясь атласом-определителем, необходимо ознакомиться с названием их отдельных частей тела, участков оперения.

Название частей тела и оперения птицы

Рассмотрите рисунки, на которых изображены характерные формы клюва, хвоста и лап некоторых птиц; на форзацах - формы стай, силуэты сидящих и летящих некоторых обычных птиц. Наблюдая за птицами и увидев уже знакомую вам, старайтесь запомнить все звуки, которые она издает. Это очень поможет в дальнейшем определять уже известную птицу по голосу, не видя ее.

Разнообразие хохлов птиц Формы клювов птиц Формы лап птиц Формы хвостов птиц

Итак, подготовившись к наблюдениям, встав пораньше, взяв с собой полевой дневник, простой карандаш и бинокль, можно отправиться в ближайший парк, лес или на пойму реки наблюдать жизнь птиц.

С чего же следует начинать свои исследования?

Прежде всего нужно отметить величину птицы. Для сравнения возьмем ряд знакомых всем птиц: гуся, утку, ворону, голубя, скворца, воробья.

Величина птиц

Далее необходимо обратить внимание на внешний облик птицы. Нам уже знакомы названия частей тела птицы. Поэтому, увидев незнакомую птицу, глаз должен быстро выхватить ее характерные черты строения (длинную шею или длинные ноги, короткий или длинный хвост, его форму и т. д.). Сразу же нужно запомнить и записать наиболее характерные черты окраски (белые, рыжие или черные пятна на оперенье, полосы и т. д.). Советуем записать манеры поведения, особенности места обитания (у воды или на воде, в воздухе, в кроне деревьев или в кустарнике и т. д.), способ передвижения. Все эти сведения помогут вам потом ориентироваться при определении вида птицы. Наблюдая за пернатыми, старайтесь, увидев уже знакомую вам птицу, запомнить и те звуки, которые она издает. Знание голосов птиц и их позывок, различение их -залог успеха в быстром определении вида птицы.

Весной и летом птицы занимаются постройкой гнезд, насиживанием кладок, выкармливанием или вождением птенцов. В это время, наблюдая за птицами, необходимо быть предельно внимательными и проявлять максимум осторожности, особенно если приходится наблюдать за птицей у гнезда. Нельзя обламывать ветви деревьев и кустарников, вытаптывать траву, шуметь, громко разговаривать, стоять подолгу рядом с гнездом и т. д. Все наблюдения нужно проводить тихо, быстро и лучше всего при помощи бинокля из какого-либо укрытия, расположенного недалеко от гнезда.

Следы куриных птиц

Атлас-определитель птиц начинается с определения больших групп птиц в природе. В нем приведены краткие морфологические и биологические характеристики отрядов и семейств птиц СССР. Определению родов и видов помогут цветные портреты птиц и краткие описания каждого вида.

Для определения научного названия птицы в полевых условиях постарайтесь запомнить и записать как можно больше ее характерных черт: место обитания (где живет птица), величину, окраску, манеру поведения и т. д. Затем нужно найти подходящую группу птиц (см. Определение отрядов и семейств), прочесть характеристику отряда и семейства. Если признаки птицы подходят к характеристике ее отряда и семейства, надо открыть книгу на странице, указанной правее схематического рисунка птицы - типичного представителя семейства. После этого вид птицы определяется по цветным рисункам.

Чтобы потренироваться в работе с атласом-определителем, рассмотрите следующие примеры определения нескольких видов птиц.

1. На озере мы увидели птицу с характерным обликом утки. Запомнили черно-белую окраску птицы (верх тела, голова, шея и грудь черные, брюшко белое). Заметили, что птица хорошо ныряет.

Открываем раздел "Определение отрядов и семейств". Просматриваем характеристики отрядов и рисунки типичных представителей, помещенные справа. К характеристике увиденной птицы ближе всего подходят пункты II и III. Сверяем наше описание птицы с картинкой основного представителя семейства пунктов II и III. Устанавливаем, что лучше всего подходит пункт III. Открываем определитель на указанной странице 36 и по цветным изображениям птиц находим определяемый вид -хохлатую чернеть (с. 48).

2. На берегу озера, реки или моря мы вспугнули небольшую стайку серых невзрачных птиц с характерным обликом кулика. Стайка улетела, издавая громкие мелодичные крики. Удалось заметить, что в полете у птиц хорошо видны белое надхвостье и темная спина, а ноги чуть выступают из-за хвоста.

В разделе "Определение отрядов и семейств", просмотрев характеристики отрядов и изображения типичных представителей, устанавливаем, что лучше всего нам подходит пункт VIII (отряд Ржанкообразные), семейство 1 (Ржанковые). Открываем с. 88 и по цветным портретам ищем определяемую птицу. Обнаруживаем, что среди куликов несколько видов имеют те же признаки, которые совпадают с признаками нашей птицы. Это очень похожие друг на друга фифи, черныш, большой улит. Внимательно читаем характеристики каждого из этих видов. Приходим к выводу, что мы встретили стайку чернышей (с. 92), так как от других близкородственных куликов они отличаются контрастом черного оперения спины и белым надхвостьем.

3. На опушке светлого лиственного леса видим маленькую сероватую птицу, которая держится в вершинах деревьев, часто издавая мелодичную, затихающую к концу песенку.

Величина птицы ясно свидельствует, что ее нужно искать в отряде воробьинообразных. Открываем раздел "Определение отрядов и семейств". В отряде воробьинообразных (с. 144-206) просматриваем изображения типичных представителей семейств и читаем характеристики к ним. Находим, что наша птица лучше всего подходит к семейству славковых (с. 170-181). Открываем раздел определителя на с. 180 и по цветной таблице 80 определяем, что увиденная нами птица - весничка.